Исторический фон, на котором развивается искусство XVII века в Болгарии, резко отличается от XV и XVI веков. Могучее турецкое государство и его экономическая система начинают распадаться под влиянием новых производственных отношений. На территории Болгарии возникают экономические производственные центры с развитыми ремеслами и широкой торговой деятельностью. Постоянно активизируется роль православной болгарской церкви, которая выступает в этот период хранительницей традиций национальной культуры и искусства.

Новая волна храмового строительства в XVII веке приводит к широкому развитию иконописного искусства. Формируется несколько иконописных центров: Несебр, Тырново, Враца, Этрополь, Ловеч, Бачково, Пловдив, Западная Болгария (Добырско, Бобошево, Поганово, Рильский монастырь, Мел- ник), где массово создаются разнообразные иконы. Некоторые из них, как, например, «Христос на троне» (1603 г.) из Несебра, «Деисус» (Не- себрская школа), «Христос Вседержитель» и «Богоматерь Одигитрия» (1607 г.) из Несебра, «Богоматерь с Христом» и «Св. Никола с житием» из Тырнова, иконы иконостаса из церкви Феодора Тирона и Феодора Стратилата из села Добырско (1614 г.), связаны с традиционным «академическим» направлением, для которого характерны виртуозная линеарная стилизация, сопоставление контрастных цветовых пятен, торжественно-представительная пропорциональность композиции и блеск красок.Болгарская икона 17 века - НиколайВ других иконах замечается более упрощенное и схематическое понимание образа, например в иконах «Иоанн Креститель», «Св. Никола» из Врацы, «Собор святых архангелов», «Св. Георгий на коне с житием» (1685) из Тырнова, «Иоанн Креститель» из Рильского монастыря, во многих иконах из Этрополя, Арбанаси, Присово, Бобошево и других. В системе изобразительных средств художники особенно активно используют цветовые контрасты и преувеличенную линейную стилизацию, ведущую к схематизму. Как в настенной живописи, так и в иконах преобладает графическое начало. Подобные черты присущи и искусству других балканских народов этого времени, в результате чего в XVII веке замечается в гораздо большей степени, чем раньше, унификация стиля в искусстве, проявляются тенденции к изменению формы и тематики, стремление к рассказу в трактовке сюжета, к иллюстративности и внимание к подробностям. Творцы икон часто прибегают к дополнительным украшениям: используются покрытые резьбой сложно профилированные рамы, рельефная моделировка, гравировка, металлические обковки. Быстро распространяются житийные иконы, для которых характерна множественность миниатюрных сцен из жизни святого. Все это усиливает декоративную дробность композиции.

XVII веком датируются и самые ранние резные деревянные иконостасы в Болгарии. Их пластика близка к своему первообразу — каменной резьбе. В богатых церквах резьба раскрашивалась и золотилась, иконы располагались в два ряда, что увеличивало общее впечатление торжественности храма.

Прошедшая этапы длительного и сложного развития в веках болгарская иконописная живопись в определенной мере выражает духовные стремления, утонченную эмоциональность, высокий художественный вкус и большое живописное дарование болгарского народа. Поэтому сегодня наше освобожденное от религиозных предрассудков общество изучает, ценит и сохраняет болгарское иконописное наследие, восхищается исключительным мастерством художников, достигших совершенства формы и синтеза образов.

Автор статьи — Любен Прашков, кандидат искусствоведения, доцент.

Заказать икону в Санкт-Петербурге можно на нашем сайте, обратившись к профессиональным иконописцам по e-mail: dorian_decor@mail.ru

Метки статьи:

Pin It on Pinterest

Яндекс.Метрика