Антонио Асискло Паломино де Кастро и Веласко родился в 1655 году в Бухалансе (около Кордовы), Испания, получил хорошее общее образование в коллегии Санто Томе в Кордове, где главными предметами были философия и теология. Но уже в коллегии Паломино стал  увлекаться искусством. В конце 1670-х годов Паломино переселяется в Мадрид, где начинает основательно заниматься живописью.  Для нашего времени Паломино более интересен как теоретик и историк искусства. В этой статье публикуются выдержки из «Музея живописи и школы оптики», где он дает советы начинающим художникам.

Музей живописи и школа оптики. Том II. Практика живописи.

Книга IV. Начинающий

Глава IV. Первые основы для начинающего

 Начинающему необходимо обладать четырьмя свойствами, это – талантом, знанием, опытом и прилежанием.

 […] Известно, что начинающие должны приучить руку к воспроизведению линий, но не рисуя одну и ту же, а соединяя и пересекая их друг с другом, подобно заглавному F, и он должен это делать до тех пор, пока не научится их писать легко, без всяких затруднений. Некоторые, обладая живым темпераментом, гнушаются быть в этом прилежными, я же считаю, что это всем полезно и никому не вредно. Для этого начинающий должен иметь шесть предметов: папку, бумагу, линейку, циркуль, ручку для карандаша, уголь и карандаш.

 […] Некоторые думают, что, рисуя карандашом, надо класть как можно больше штрихов, при этом обильно применять растушевку, и тот, кто так делает, мнит себя великим рисовальщиком. Но, по существу, это ошибочно и вредно, и происходит от незнания того, что в рисунке существенным является ясность и верность контуров в соединении с хорошей симметрией и правильным распределением света и тени. Если же в этом будут допущены промахи, то произведение, даже будь оно хорошо задумано, надо считать плохо нарисованным. И, наоборот, если будет сделано эскизно, пятнами и мазками, но сохранятся указанные законы рисунка, можно будет считать хорошо нарисованным. Это – то же, как если бы хорошо выполненное литературное произведение было написано с тысячью ошибок и дефектов в орфографии. О нем мы бы сказали, что это – хорошее литературное произведение, но оно плохо написано. […]

После того как начинающий художник хорошо выучится исполнять головы, пусть перейдет последовательно к рисунку рук, ног, кистей и ступней, а потом – к изображению целых обнаженных фигур, и все это соединит с должным приличием, организуя все эти части с надлежащей пропорциональностью и симметрией. […]

Этим началам, или основам, следуют все классические авторы различных школ, как-то:  Якопо Пальма, Гверчино да Ченто, Вилламена, Стефано дела Белла и всех их превышающий наш знаменитый Эспаньолето Хосе де Рибера. Эти два последние, хотя и являются самыми одаренными, но их методы не самые подходящие для начинающих; для этого лучше, по моему мнению, методы первых, так как они более просты, а методы последних лучше использовать для усовершенствования и приобретения ловкости рук, чтобы не вызвать страха с самого начала. Если начинающий не сможет воспользоваться работами указанных мастеров, он может сначала воспользоваться рисунками своего учителя, позднее ему следует обратиться к гравюрам, начав с полуфигур, как, например, к портретам Ван-Дейка, и, привыкнув к ним, перейти к более сложным композициям. В них надо соблюдать присущие для исторических картин тщательность выбора согласующих между собой частей, так как они составляются не только из одних человеческих фигур, но и других предметов. При этом необходимо учитывать особенности пропорций разных животных.

Антонио Паломино – советы начинающим художникам из книги «Музей живописи и школа оптики».

Антонио Паломино

Antonio Palomino

 

Метки статьи:

Pin It on Pinterest

Яндекс.Метрика