Антонио Паломино – испанский художник XVII-XVIII вв. и теоретик искусства. В этой статье публикуются его советы об анатомии и рисунке из книги «Музей живописи и школа оптики». Том II. Практика живописи.

Книга IV. Начинающий

Глава VI. Анатомия мускулов человеческого тела

 […]  Кроме того, профессиональный художник должен знать анатомию. Пользуясь ею, художник должен как бы забыть о ней, поскольку некоторые мастера, подражая анатомам (но не обладая их знаниями) изображали обнаженные фигуры так жестко, что они кажутся лишенными кожи. Как раз Рафаэль Урбинский умел придавать им вид живого тела, а еще больше в этом преуспели  Аннибале и Агостино Карраччи и другие мастера их школы. При этом согласно хорошему вкусу они сохраняют на высоте рисунок, гармонию симметрии и ясность контуров. Это же характерно для Сересо, что и делает его фигуры столь телесными и объемными, и он присоединял к этому правильное соблюдение света и тени.

Книга V. Копирующий

Глава I. Как начинающий не должен забывать изучение рисунка, начав писать даже красками

Начинающий должен хорошо подумать, как овладеть искусством рисунка, прежде чем перейти к работе кистями и красками, так как все его старание должно основываться на сохранении умного правила Апеллеса, который не проводил ни дня без линии, то есть, не посвятив часть времени рисунку. Если же живописец слишком занят, все же необходимо (особенно зимой) посвящать время, хотя бы по ночам, упражнению в рисунке; надо также продолжать копировать некоторые гравюры, наиболее безупречные, по суждению учителя, например, сделанные со знаменитых произведений Микеланджело, Рафаэля, Аннибале (Карраччи), Кортоны, Ланфранко и других.

Пусть также копирует рисунки от руки, выполненные гуашью, пером или карандашом, или академические фигуры известных авторов, или же рисуя по моделям, освещенным одним источником света (на черной бумаге и на какой-нибудь другой нейтрального тона, чтобы можно было потрогать светлые места), или белым карандашом, или меловым карандашом, сделанным из толченого белого гипса, но не из свинцовых белил, потому что последние со временем ржавеют и темнеют.

Этот способ работы имеет большое значение, чтобы научиться передавать светотень и привыкнуть к подражанию натуре, для чего нужно посещать Академию, если она есть там, где он находится (о чем мы будем говорить ниже). В Академии надо начинать рисование по каким-нибудь моделям или частям фигур, как-то головы, кисти рук, ступни, руки и ноги; далее – некоторые части корпуса и полуфигуры или какие-нибудь модели с детей в различных позах, и, наконец, целые статуи. Таким образом многому можно научиться потому, что все это – предметы неподвижные и терпеливо могут вынести все время, которое начинающий пожелает употребить или которое ему необходимо, чтобы достигнуть совершенства в рисунке, чего он не может сделать на живой натуре.

Также очень важно, чтобы начинающий копировал неодушевленные предметы, как-то: цветы, фрукты, различные сосуды, кухонную утварь. Это заставит его перестать испытывать робость перед живой натурой и наловчиться передавать светотень. Также пусть он копирует птиц и другие охотничьи трофеи, наблюдая в каждой вещи свойственные ей пропорции, цвета и оттенки, чтобы сохранить о них представление, а также, если представится случай, и другие подобные предметы, какие он увидит, а также разные вид животных и неодушевленные предметы. Таким образом он будет непрерывно изучать открытую книгу природы, которую мы постоянно изображаем и созерцаем, отражая различные красоты неба, покрытого облаками, дали гор, равнины, пересекаемые ручьями, реками, озерами, воспроизводя посредством рисунка или легкого наброска разные прихотливые места природы.

Антонио Паломино — советы об анатомии и рисунке из книги «Музей живописи и школа оптики».

Антоние Паломино художник

Метки статьи:

Pin It on Pinterest

Яндекс.Метрика