Древнерусские писцы и художники с любовью и уважением относились к искусству создания книг. Над каждой рукописью они работали творчески, долго, иногда по нескольку лет. В результате создавались произведения, отмеченные и индивидуальностью, и цельностью декоративного убранства. Художник и писец трудились в полном согласии, поэтому каждая страница рукописи превращалась в законченное художественное произведение, в котором гармонически сочетались красивый, отчетливый почерк, красочные заставки, инициалы и великолепно выполненные миниатюры.

В настоящей статье представлены работы безымянных русских миниатюристов XVI-XVII веков — периода, характеризующегося в России нарастающим интересом к многочисленным историческим повествованиям, гражданской публицистике, светским и житийным повестям, лицевым рукописям, то есть иллюстрированным рукописным книгам.

drevnerusskaya-miniatyura-v-gosudarstvennom-istoricheskom-muzee-vypusk-v-gorodskaya-zhizn-1981_stranica_05

Приём литовских послов. Миниатюра из рукописи XVI века «Лицевой летописный свод Ивана Грозного»

drevnerusskaya-miniatyura-v-gosudarstvennom-istoricheskom-muzee-vypusk-v-gorodskaya-zhizn-1981_stranica_07

Свадебный пир. Миниатюра из рукописи XVI века «Лицевой летописный свод Ивана Грозного»

drevnerusskaya-miniatyura-v-gosudarstvennom-istoricheskom-muzee-vypusk-v-gorodskaya-zhizn-1981_stranica_09

Дары. Миниатюра из рукописи XVI века «Лицевой летописный свод Ивана Грозного»

Древнерусская книжная миниатюра стилистически, по художественным приемам связана с иконописью и фреской. Но, сохраняя черты условности и каноничности, она, пожалуй, разнообразнее по содержанию, значительно реалистичнее в отображении русского быта. Именно миниатюра дает нам порой единственную возможность заглянуть в жизнь людей тех времен. В данной статье собраны миниатюры, которые помогают нам представить городскую жизнь Руси. Русский средневековый город являлся средоточием ремесленного производства, торговли, политическим и культурным центром. Иностранные путешественники отмечали также его многолюдие.

В представленных здесь миниатюрах художниками отображены разнообразные стороны жизни русских горожан. В этом отношении особенный интерес представляет знаменитая серия рукописей — так называемый «Лицевой летописный свод», созданный при Иване Грозном во второй половине XVI века. Государственный Исторический музей располагает тремя из десяти сохранившихся томов свода (первым и двумя последними), содержащих более полутора тысяч миниатюр. Подробная повествовательность и яркая красочность придают этим изображениям особую живость и убедительность, делают текст рукописи более доходчивым. Совмещение в одной миниатюре нескольких разновременных и разнохарактерных действий — традиционный прием древнерусской книжной миниатюры. 

drevnerusskaya-miniatyura-v-gosudarstvennom-istoricheskom-muzee-vypusk-v-gorodskaya-zhizn-1981_stranica_11

Осада города. Миниатюра из рукописи XVI века «Лицевой летописный свод Ивана Грозного»

drevnerusskaya-miniatyura-v-gosudarstvennom-istoricheskom-muzee-vypusk-v-gorodskaya-zhizn-1981_stranica_15

Работа ювелиров. Миниатюра из рукописи XVI века «Лицевой летописный свод Ивана Грозного»

В миниатюре «Средневековый город» художник с подлинным знанием жизни показал работу ремесленников, занимающихся строительством зданий, литьем колокола и другими делами; очень тщательно выписывал фигуры работающих, орудия труда, детали быта.

Пиры — излюбленный сюжет художников «Лицевого летописного свода». Миниатюра «Свадебный пир» интересна редчайшим, пожалуй, единственным изображением казанского даря Едигера (реально существовавшего лица), нареченного при крещении Симеоном. В 1554 году Иван Грозный женил Симеона на Марье, дочери Андрея Кутузова, богатого боярина из древнего рода. К свадьбе царь Симеон получил от Ивана Грозного в подарок золото, серебро, драгоценные камни и зажил «без печали на Руси, служа самодержцу, и да не унывает и не тужит по вере своей Сарацинской и по царстве Казанском». Так писалось о царе Симеоне в летописях. В миниатюре показаны венчание молодых и свадебный пир.

Миниатюра «Иконописцы» из той же книги основывается также на подлинных событиях. Известно, что в июне 1547 года в Московском Кремле был сильный пожар. Гонимое ветром пламя охватило многие постройки царского двора вокруг Благовещенского собора. В отличие от других зданий собор пострадал незначительно. Находящиеся в нем иконы попортились не от пламени, которое, по-видимому, в собор не проникло, а от заполнившего его жара и дыма. После пожара по приказу Ивана Грозного начались восстановительные работы в Кремле, в том числе «поновление» икон Благовещенского собора псковскими мастерами. Именно этот момент и отображен художником в миниатюре.

Иллюстраторам «Лицевого летописного свода» свойственны патриотизм, любовь и уважение к русскому народу. Они сумели в миниатюрах передать героизм, стойкость жителей русских городов, оказывающих сопротивление иноземным завоевателям. К числу таких работ относится «Осада города».
drevnerusskaya-miniatyura-v-gosudarstvennom-istoricheskom-muzee-vypusk-v-gorodskaya-zhizn-1981_stranica_21

Иконописцы. Миниатюра из рукописи XVI века «Лицевой летописный свод Ивана Грозного»

drevnerusskaya-miniatyura-v-gosudarstvennom-istoricheskom-muzee-vypusk-v-gorodskaya-zhizn-1981_stranica_23

Шитьё одежды. Миниатюра из рукописи XVI века «Лицевой летописный свод Ивана Грозного»

drevnerusskaya-miniatyura-v-gosudarstvennom-istoricheskom-muzee-vypusk-v-gorodskaya-zhizn-1981_stranica_25

Средневековый оркестр. Миниатюра из рукописи XVI века «Лицевой летописный свод Ивана Грозного»

Сцены из повседневной жизни русских горожан запечатлены в миниатюрах «Работа ювелиров», «Шитье одежды», «Средневековый оркестр». Как уже говорилось выше, в XVI—XVII веках продолжает также развиваться житийная литература, в которой содержатся биографии реальных людей. Таковы житийные повести «Житие Зосимы и Савватия» и «Житие Антония Сийского».

Особый интерес как по содержанию, так и по художественному исполнению представляет «Житие Зосимы и Савватия». Миниатюры этой рукописной книги выполнены опытным мастером, прекрасно владеющим рисунком, композицией, умелым сочетанием гармоничной красочной гаммы с золотом. Все изображения выразительны и не только сопровождают текст рукописи, но существенно дополняют его. Носящие чаще всего бытовой характер, они поражают обилием конкретных деталей, наблюденных в повседневной жизни. Яркий тому пример — миниатюра «Солеварение». Издавна на Руси соль высоко ценилась, была предметом экспорта, ее промыслу уделялось особое внимание. Художник показал на одном листе последовательность процесса получения соли, тем самым значительно дополнил рассказ «Жития». Столь же интересна бытовыми подробностями и миниатюра «Ладья и сани».

drevnerusskaya-miniatyura-v-gosudarstvennom-istoricheskom-muzee-vypusk-v-gorodskaya-zhizn-1981_stranica_17

Ладья и сани. Миниатюра из рукописи XVII века «Житие Зосимы и Савватия»

drevnerusskaya-miniatyura-v-gosudarstvennom-istoricheskom-muzee-vypusk-v-gorodskaya-zhizn-1981_stranica_19

Солеварение. Миниатюра из рукописи XVII века «Житие Зосимы и Савватия»

Созданная в 1648 году рукописная книга «Житие Антония Сийского» также изобилует сценами из повседневной жизни. Так, в многосюжетной миниатюре «Трапеза» художник правдиво изобразил интерьер господского дома в Новгороде, стол, уставленный богатой посудой с разнообразными яствами, показал работу слуги, приготовляющего пищу и прислуживающего хозяину за столом. Миниатюра «Больница», исполненная талантливым мастером с большим вкусом, содержит рассказ о работе лекаря.

drevnerusskaya-miniatyura-v-gosudarstvennom-istoricheskom-muzee-vypusk-v-gorodskaya-zhizn-1981_stranica_29

Трапеза. Миниатюра из рукописи 1648 года «Житие Антония Сийского»

drevnerusskaya-miniatyura-v-gosudarstvennom-istoricheskom-muzee-vypusk-v-gorodskaya-zhizn-1981_stranica_31

Больница. Миниатюра из рукописи 1648 года «Житие Антония Сийского»

Опубликованные здесь двенадцать книжных миниатюр дают нам возможность познакомиться с некоторыми аспектами жизни русского средневекового города и его быта. Кроме того, выдающееся мастерство безымянных художников оказывает на нас значительное эстетическое воздействие.

Материал публикуется по серии открыток 1981 года издательства «Изобразительное искусство». Автор статьи — Ж. Иванова.

Метки статьи:

Pin It on Pinterest

Яндекс.Метрика