Как предмет культа и вид искусства икона распространяется в Болгарии со второй половины IX века. С официальным принятием христианства в 865 году при князе Борисе I (Михаиле) болгары воспринимают и усваивают вместе с новой религией и ее ритуалом уже оформленную культовую изобразительную систему христианского Востока, идущую от самой выдающейся в то время в культурном отношении страны — Византии.

Болгарская живопись IX-XV вв.

Одним из основных видов этой системы являются священные церковные изображения — иконы. Принятие христианской религии способствует не только введению и популяризации иконной живописи среди болгар, но и созданию славянской письменности, которая наиболее раннее распространение получает в Болгарии. Это был сложный и длительный процесс. При заселении Балканского полуострова и во время образования славяно-болгарского государства в VII веке (681 г.) славяне и болгары встречаются с уже распространенными на Балканах памятниками христианского искусства. Известно, что христианство имело значительную популярность в болгарских землях. Уже в IV веке в Софии, Пловдиве и ряде других городов существовали большие христианские общины. В Сердике (Софии) был созван в 343 году один из самых ранних религиозных церковных соборов — Сердикийский. Сохранилось несколько крупных раннехристианских памятников, таких как церковь Софии в Софии, Старая Митрополия в Несебре, Красная церковь близ г. Перущица и др. Впоследствии образованное и утвердившееся как политическая^сила болгарское государство использовалось некоторыми византийскими императорами — иконоборцами и иконопочитателями — в религиозной борьбе.

Керамические иконы IX-X вв.

Письменные источники и материалы археологических раскопок свидетельствуют, что в IX и X веках в болгарских столицах Плиске и Преславе, около них, как и на территории всей страны, появляется большое число церквей и монастырских комплексов, которые украшались стенописью, мозаикой и иконами. Преслав становится важным художественным центром, откуда начинает распространяться особый вид искусства— керамическая поливная живопись. Фигуры, орнаменты и тексты, исполненные на керамических плитках, монтировались на стенах как единичные изображения или образовывали целостные декоративные ансамбли в церквах.Керамическая икона Болгарии

Путем художественного воздействия иконные изображения помогали массам усваивать новую религию. Этот вид живописи имел скорее монументальный характер. Широко известна керамическая икона «Святой Феодор» (IX—X вв.) из монастыря в Патлейне близ Преслава, состоявшая более чем из двадцати отдельных квадратных плиток. Строгий и величественный образ святого полон суровости и одухотворенности. Выполнен он с большим профессиональным мастерством и с полным правом может считаться одним из уникальнейших творений христианского искусства этого периода. При археологических исследованиях найдено много образцов подобной расписной керамики, предназначавшейся для небольших керамических иконостасов. Множество фрагментов керамических икон открыто при раскопках мастерских и печей .монастырского комплекса в местности Тузлалыка близ Преслава. Наряду с расписными монументальными керамическими украшениями в столице Первого Болгарского царства, по всей вероятности, массово создавались и небольшие расписные керамические иконы.Богоматерь-Одигитрия, 13-14 в.Исключительно пагубными для церковного искусства — икон и росписи — были годы турецкого рабства, прервавшего высокий расцвет болгарской культуры IX—XIV веков. С ликвидацией самостоятельности болгарского государства исчезают почти все политические, экономические и идеологические факторы, способствующие созданию официального представительного искусства. Кроме того, было уничтожено большинство значительнейших памятников живописи в Тырнове и других крупных центрах. Большая часть художников-иконописцев покидает пределы страны.

Несмотря на дискриминационные меры завоевателей, церковное искусство продолжает свое существование, доказывая устойчивость традиций. Живопись в Болгарии в этот период носит полуофициальный характер и развивается неравномерно. В течение первых десятилетий после захвата страны художественная деятельность как будто замирает, от этого времени почти нет сохранившихся памятников.

Живопись Болгарии в XV-XVI вв.

Но во второй половине и в конце XV века снова создаются значительные произведения иконописи. Самым ранним образцом этого периода, бесспорно, является икона «Св. Арсений» из Рильского монастыря. В ней значительно усиливается декоративное начало. Взаимодействие рисунка и богатого, выдержанного в теплой гамме колорита создает яркий эффект. В стиле этой иконы прослеживаются некоторые архаичные черты, присущие росписям ряда памятников Западной Болгарии и выражающие характерную народную струю болгарского искусства тех лет.

К концу XV века могут быть отнесены иконы «Христос Вседержитель» из Церковного историко-археологического музея в Софии и «Христос Вседержитель» из церкви Георгия Кремиковского монастыря. Датировка последней определяется годом создания росписей в этой церкви (1493 г.). К этому периоду относится и датированный 1495 годом «Де- исус» Банковского монастыря. Все эти произведения носят следы художественной традиции XIV века. Для них характерны стремление к торжественности выражения, строгость ликов и утонченность колорита. Но в это время ряд икон начинает утрачивать монументальный характер, а также намечается огрубление лини и формы.Болгарская иконаВ последней четверти XV века в Болгарии как в росписи, так и в искусстве иконы вновь наступил период, длившийся несколько десятилетий, во время которого или не создавались никакие художественные произведения или они просто не сохранились. Этот период совпадает с годами усиления террора и насилия завоевателей над болгарским христианским населением (XVI в.). Тяжелое положение ограбленного, полузакрепощенного болгарского народа не способствовало созданию произведений искусства. С другой стороны, в этот период, наступивший после политического разгрома балканских государств и их церковных институтов в конце XV и начале XVI века, греческая церковь, восстановившая деятельность Константинопольской патриархии, успела получить руководящие права над церковью остальных стран и особенно над болгарской. Везде места владык и ответственные посты духовного клира в Болгарии занимались греками. В богослужение начинает проникать греческий язык. Он утверждается как язык богословского образования. Все это приводит к тому, что текст на некоторых росписях и на иконах пишется на греческом языке. Греческие надписи не меняют болгарский народный характер этих произведений. Своеобразной реакцией на грекофильскую моду было появление с середины и конца XVI века многих церковных росписей (например, роспись церквей Ивана Рильского в Курило и Петки в Вуково, ряд икон и рукописей с миниатюрами), ктиторами и авторами которых были болгары. От первых десятилетий XVI века, кроме иконы «Богоматерь Одигитрия» и «Распятие» (1541 г.) из Созопола, в Болгарии не сохранилось образцов монументальной и иконной живописи. От второй половины века сохранилось несколько икон, имеющих точную датировку: «Богоматерь Одигитрия» (1566 г.) из Несебра, «Деисус» (1577 г.) и «Ветхозаветная Троица» (1598 г.), написанная мастером Недялко из Ловеча. К этому же времени могут быть отнесены высокохудожественные иконы «Св. Георгий на троне» («Увенчанный») из Пловдива, «Богородица Пантовасилиса» («Всевладычица») из Ахтополя, рельефная икона «Св. Георгий и св. Димитрий на коне» из Созопола и другие. Во многих из них замечается возрождение стилевой изысканности и высокого профессионализма. Подобно монументальной живописи, и в иконописи увеличивается элемент торжественности, которая достигается путем декоративного богатства тонов, ритмов точной стилизованной линии. В некоторых иконах даже линейная виртуозность получает самоцельный характер. В исполнении икон появляется много подробностей, точная деталировка атрибутов, что нарушает цельность образов.Святой Арсений, 14-15 вв.

Этот стиль в живописи формируется под влиянием художественных центров на греческих островах в восточной части Средиземного моря, которые свободно поддерживали связь с Италией и особенно с мастерскими монастырей на Афоне, чья роль и влияние на балканское искусство в целом возрастает начиная с XVI века. В этих центрах сохранились и развились лучшие традиции в области литературы, изобразительного искусства (монументальная живопись, иконопись, миниатюра, резьба по дереву, металлическая пластика), архитектуры и пр. В них перерабатывались и приспосабливались к требованиям эпохи иконографические и технические справочники (ерминии), служившие руководством для мастеров-иконописцев. Поэтому влияние Афона являлось критерием не только верности догматическим и каноническим требованиям церкви, но и высокого профессионализма. С другой стороны, усиление некоторых славянских монастырей на Афоне оказало большое влияние на развитие культуры и искусства. Так, например, много произведений искусства конца XVI и начала XVII века создается в Болгарии с помощью и при содействии Пимена Зографского, истинного патриота, монаха-художника болгарского монастыря «Зограф» на Афоне, развернувшего большую деятельность по восстановлению и художественному оформлению многих церквей и монастырей около Софии и в Западной Болгарии. Сохранившиеся в этих местах росписи и иконы действительно имеют подчеркнуто болгарский характер.

Автор статьи — Любен Прашков, кандидат искусствоведения, доцент.

Заказать икону в Санкт-Петербурге можно на нашем сайте, обратившись к профессиональным иконописцам по e-mail: dorian_decor@mail.ru

Метки статьи:

Pin It on Pinterest

Яндекс.Метрика