Несколько лет назад я нашел в одной из книг серии «Мастера искусства об искусстве» выдержку из «Неопубликованной статьи» Эрнста Людвига Кирхнера (Ernst Ludwig Kirchner), в которой выдающийся представитель немецкого экспрессионизма рассуждает о бессознательном в творческом процессе художника. Итак,


Эрнст Людвиг Кирхнер. Из неопубликованной статьи, 1919 г.


Каждый человек — дитя своего времени, художник тоже, и его искусство порождается временем, коль скоро оно вообще имеет ценность: оно может быть бессознательным или сознательным. Я полагаю, что художник — возможно в самых истоках — творит бессознательно, что, однако, вместе с постоянными упражнениями и устремлениями в творчество приходит известная сноровка в передаче формы и цвета. Многие художники отрицают это, и все же иначе быть не может; процесс творчества как раз в масляной живописи должен быть контролируем при работе. Уже процесс смешивания красок приводит пишущего к известным правилам. И сам процесс воплощения, который нужно постоянно сверять с существующим Замыслом, ведь требует совершенно сознательной дисциплины и планомерной работы — если не хотят создать нечто несостоятельное или непонятную мазню.

То, что у мастера неосознанно, — это только свой почерк и своеобразная манера. Так он видит и перерабатывает внешние явления. Так было всегда, с древнейших времен до сего дня, и так будет постоянно.

Фантазия, которая формирует в неповторимом виде мое переживание, так что я его вижу перед собой, стоит мне закрыть глаза, — является, конечно, «неосознанной». И мне приходилось в моменты величайшего упоения «бессознательно» рисовать и писать, не замечая этого, а после меня удивляло — когда через некоторое время я приходил в себя, — что творится вокруг. Но, как правило, за кисти и палитру берутся все же очень сознательно. Когда хотят написать что-нибудь, то выдавливают краску из тюбика тоже вполне «осознанно». Тайна не в моментальном творчестве, она — в видении, в представлении, в фантазии, в том, что у человека есть силы сделать видимым внутренний образ, который дает ему его переживание. И «как» при этом зависит от того, насколько он ушел в человеческом развитии, ибо каждая ступень его развития отразится на почерке его произведений, даже если основной ход развития останется прежним (примеры: Рембрандт, Дюрер и др.)…

Живопись — это искусство запечатлевать на плоскости чувственные переживания. Средством живописи является краска, существующая как плоскость и линия. Живописец претворяет чувственную концепцию своего переживания в произведение. Он умеет управлять своими средствами благодаря постоянным упражнениям. Для этого не существует никаких твердых правил. Законы при работе над отдельным произведением создаются из личности творящего, из особенностей техники и поставленной задачи. Можно вывести законы из готового произведения, но никогда нельзя создать произведение искусства на основании законов и сюжета. Чувственное удовольствие в созерцании есть первичное во всяком искусстве, начиная от его истоков. В нынешнее время точность изображения взяла на себя фотография. Освободившаяся от этого живопись вновь получает свою первоначальную свободу действий. Инстинктивное усиление формы в чувственном переживании импульсивно переносится на плоскость. Технические вспомогательные средства перспективы становятся средствами композиции. В процессе безостановочного претворения переживания в работу возникает произведение искусства.

Источник: Мастера искусства об искусстве : [Избр. отрывки из писем, дневников, речей и трактатов В 7 т /Под общ. ред. А.А. Губера и др. Т. 1-]. — Москва : Искусство, 1967. — Том 5, кн.2.

 

Эрнст Кирхнер

Две женщины на улице, 1914 г.

Эрнст Кирхнер, Марсела, 1910 г.

Марсела, 1910 г.

Метки статьи:

Pin It on Pinterest

Яндекс.Метрика