В 2002 г. Высшая школа оформления и дизайна немецкого города Оффенбаха начала работу над виртуальной реконструкцией изначальной росписи церкви Успения на Болотовом поле. Эта компьютерная реконструкция, позволяющая увидеть в реальном пространстве виртуальную модель волотовских росписей, представляет собою «первое обобщение всех наличествующих на сегодняшний день информационных материалов».Трехмерное изображение этой модели с компьютера при помощи двух видеопроекторов проецируется на огромный экран в режиме реального времени и создает яркую иллюзию присутствия и передвижения реципиента внутри храмового пространства. Демонстрация сопровождается рассказом об истории храма, его росписей и их реставрации.
Проблема воссоздания изначального облика частично или полностью разрушенного живописного убранства каменных церквей обычно решалась умозрительно и исключительно на основе уцелевших фрагментов росписей или по сохранившимся памятникам, близким по времени, месту и по стилистике. Известны варианты реконструкции фресок на основе частично уцелевших с доводкой рамок и с восстановлением утраченных деталей по подобию сохранившихся. Эта практика широко распространена среди художников-реставраторов как копийная и в ней есть свои недостатки, прежде всего, связанные с научной обоснованностью конечного результата. Достоверность копий-реконструкций целиком зависела от опытности профессиональных художников. С другой стороны, исследователь строит свои заключения на основе фактического материала, но без представления наглядных результатов и помочь ему может сегодня компьютерная графика. В арсенале исследователя находятся не только живопись, но и богатейшие коллекции фрагментов, добываемых при архитектурно-археологических обследованиях храмов. Таким образом, благодаря накопленному всестороннему опыту исследований и реставрации к настоящему моменту сложились предпосылки для достоверного восстановления, казалось бы, навеки утраченных храмов и стенописей.
Разрушенные храмы
Многие разрушенные или наполовину разрушенные, но полностью забытые некогда памятники культовой архитектуры становятся объектами внимания молодежи и тех туристов, которые ценят эстетику декаданса. В интернете размещено множество статей и отчетов о поездках с подборками разрушенных храмов, сохраняющих в своих остовах, тем не менее, какую-то удивительную, таинственную, красоту. Перечень всех этих храмов, многие из которых когда-то являлись произведениями архитектурного искусства или несли на себе печать истории, занял бы десятки страниц печатного текста и ежегодно пополняются новыми зданиями. Чаще всего они находятся в сельской местности, где к ним потеряли интерес либо прихожане (если эта церковь действующая) либо государство (если по какому-то недоразумению ее здание до сих пор находилось в федеральной собственности). Можно привести пример наиболее привлекательных для туристов своей увядающей красотой церквей: Церковь Троицы Живоначальной (деревня Пятая Гора, Ленинградская область, памятник архитектуры середины XIX века, арх. – Иван Старов), храм Казанской иконы Божией Матери в селе Ярополец (Московская область, — уникальный памятник культовой архитектуры XVIII века), церковь Рождества Богородицы в Медведевой Пустыни (Московская область), церковь Корсунской иконы Божией Матери в селе Семьянь (Тульская область, год постройки – 1811) и сотни других обветшалых в запустении храмов. Все они нуждаются в восстановлении. К сожалению, масштабная реконструкция памятников такого рода не вызывает энтузиазма у региональных властей и других структур, которые должны были бы обратить внимание на проблему сохранности архитектурных памятников.
Однако, больше сочувствия она может вызвать у специалистов в области истории искусств, компьютерной графики и всех радетелей русской культуры. Виртуальная реконструкция разрушенных церквей и храмов позволит не только сохранить облик памятников культовой архитектуры для создания визуальных проекций, но и обратит внимание общественности на необходимость срочной реставрации тех храмов, которые еще можно спасти. При должном отношении к делу, группа специалистов-добровольцев, особенно при достаточной информационной и спонсорской поддержке, сможет создать виртуальные макеты первоначального облика храмов и привлечь внимание музейной общественности к конкретной постройке.
Отправить ответ