Экономический подъем, наступивший в Болгарии в XVIII веке, приводит к увеличению производства икон. Наряду с изменениями, наступившими в сознании болгарского народа после появления и распространения «Славяно-болгарской истории» Паисия Хиландарского, проступают и значительные изменения в облике иконописи. С одной стороны, в центрах, которые поддерживали связи с монастырями на Афоне, делаются последние попытки сохранить существующие традиции, но даже в районах Рильского монастыря, Самокова, Мелника уже невозможно остановить проникновение влияния западного искусства.

В живописи и в резьбе появляются элементы барокко. С другой стороны, в иконописи все более усиливаются тенденции народного искусства — в некоторых иконах, созданных в районах Тырново, Трявны, Присово, заметны черты примитивизма. Это свидетельствует о том, что увеличился спрос на иконы, и мастера-профессионалы не успевали удовлетворять массовые запросы населения. В это время распространяются так называемые домашние иконы — легкие и маленькие по размеру доски или триптихи-складни. Для иконописи характерно все большее углубление дидактизма. Вводятся новые сюжеты. Все чаще изображаются болгарские святые. На иконах доминируют надписи, сделанные на болгарском языке.Живопись Болгарии 18 века

В конце XVIII и начале XIX века в эпоху Болгарского национального возрождения в стране создаются тысячи икон. Иконы украшают не только сотни новых церквей, но и входят в каждый дом. Полностью меняется и манера иконописи. Художники стремятся оживить и украсить изображение на иконе. Увеличивается и объемность в трактовке ликов. В канонических персонажах утверждается новый идеал прекрасного. Это направление ярко проявляется в творчестве художников трех основных иконописных школ Болгарии: Трявненской, Самоковской, Банской. Произведения мастеров этих центров: Христо Димитрова, Димитра Зографа, Захария Зографа, Иоанна и Николы Образописовых, Станислава До- спевского из Самокова; Папы-Витана, Симеона Цанева, Цане Симеоно- ва, Крысте Захариева, Цаню Захариева, Захари Цонева, Димитра Канчова из Трявны; Тома Вишанова и Димитра Молерова из Банско и других — распространяются повсюду, встречаются на территории всей страны. Мастера Трявненской школы вводят в икону пейзажи некоторые элементы, взятые из действительности. Вместе со строителями и резчиками по дереву художники создают десятки прекрасных художественных ансамблей — в Рильском, Троянском, Банковском, Преображенском монастырях. С основным направлением в искусстве переплетается творчество некоторых народных мастеров-самоучек, создавших серию любопытных икон (примитивов), в которых ясно проявляется непосредственность наивного чувства. Для всего иконописного искусства Болгарского возрождения характерны оптимизм и гуманность.Иконопись Болгарии. Георгий Победоносец,

Изобразительное искусство эпохи турецкого рабства имеет исторически обусловленное значение. В условиях политической зависимости церковная живопись в Болгарии сыграла исключительно важную роль в сохранении языка, письменности, культуры и народного духа. Она замещает ряд других искусств, которые не могут развиваться в порабощенном государстве. В это время проявляется ряд типичных для болгарской иконописи особенностей: большая цветовая экспрессия, отклонение от канонических требований и др.

Другая область, оставившая нам тысячи прекрасных творений, — прикладное искусство и художественные ремесла. Вместе с произведениями церковной живописи они ярко воплощают художественно-эстетические возможности нашего народа.

Развитие болгарской живописи во время турецкого владычества не совпадает с развитием и хронологической периодизацией искусства европейских стран. Кроме того, ей свойственна цикличность развития в зависимости от периодов некоторой либерализации политической власти завоевателей или, наоборот, усиления произвола и террора по отношению к болгарскому населению.

Несмотря на этот неровный путь развития произведения болгарской живописи времени турецкого рабства ни в коем случае нельзя рассматривать как завершение минувшего расцвета культуры. Это особая самостоятельная и своеобразная эпоха в развитии болгарского искусства, воплотившая в себе подъем национального возрождения, эпоха проявления и проверки устойчивости национального духа болгар.

Автор статьи — Любен Прашков, кандидат искусствоведения, доцент.

 

Метки статьи:

Pin It on Pinterest

Яндекс.Метрика